Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08.04.2025 N 5-КГ25-17-К2
Верховный Суд РФ рассмотрел дело, в рамках которого гражданин оспорил отказ страховой компании в выплате возмещения по договору страхования от несчастных случаев.
Первоначально причиной отказа, с правомерностью которого согласился суд первой инстанции, послужили сомнения в достоверности представленных страхователем сведений, касающихся факта наступления страхового случая и его обстоятельств (падение с сотрясением головного мозга, множественными ушибами, порезами и двумя переломами). Впоследствии суды, с учетом имеющего преюдициальную силу решения по другому делу, которым в пользу истца было взыскано страховое возмещение по договору страхования, заключенному еще с одной страховой компанией, признали факт наступления страхового случая доказанным. Однако поскольку при рассмотрении дела было установлено, что помимо спорного договора страхования истец заключил также еще более 60 аналогичных договоров с другими страховщиками, суды пришли к выводу о наличии в его действиях признаков недобросовестности. Поскольку страховое возмещение по одному из этих договоров уже было взыскано в судебном порядке, суды сочли, что имущественный интерес страхователя, связанный с наступлением конкретного страхового случая, является удовлетворенным, а следовательно исключается получение возмещения по другим договорам страхования.
Эта точка зрения признана ВС РФ ошибочной. Направляя дело на новое рассмотрение, он указал, что законодательство не содержит ограничений в части количества договоров личного страхования, которые могут быть заключены одним лицом. В связи с этим наличие нескольких одновременно действующих договоров страхования, предусматривающих одинаковые страховые риски, не может, по мнению ВС РФ, служить основанием для отказа в выплате страхового возмещения.