Привлечение к
административной ответственности 14-летних, административные запреты длябизнесменов и разного рода дебоширов, а также участников митингов идемонстраций – такие нормы предлагают отразить в новом КоАП влиятельныедепутаты Госдумы. Кроме того, они хотят расширить инструментарий санкций,установить градацию правонарушений и увеличить сроки давности для привлечения кответственности. КоАП, по их мнению, судя по всему, должен быть больше похож наУК.Примерно год назад, в феврале 2014 года, Лариса
Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник егогосударственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениямиКодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. За времядействия кодекса было принято 350 законов, меняющих его, и теперь в тексте КоАПнасчитывается порядка 2500 корректив. Депутаты откликнулись на ее словапопытками разработать новый КоАП, который не будет "лоскутнымодеялом", как его нередко называют.Первым сделал это эсер Александр Агеев, возглавлявший
одну из двух рабочих групп по реформе законодательства об административныхправонарушениях, существующий под эгидой Госдумы. Он обнародовалсвой проект Общей части Административного кодекса в октябре 2014 года. Асегодня свой вариант Общей части нового КоАП представили глава думскогокомитета по госстроительству единоросс Владимир Плигин и его коллега по фракцииДмитрий Вяткин. Их рабочая группа трудилась над новым документом последние тримесяца. В ее состав входили, как рассказал сегодня журналистам Плигин, вчастности, Вячеслав Витушкин, директор Института проблемадминистративно-правового регулирования Высшей школы экономики, глава правовогоуправления Федеральной антимонопольной службы России Сергей Пузыревский,профессор кафедры административного права и процесса Российской академиинародного хозяйства и государственной службы Нелли Побежимова и другие.Новые возрастные
ограничения и сроки давностиСнижается минимальный возраст для привлечения к
административной ответственности. Плигин и его коллегии предлагают "висключительных случаях", которые пропишут в КоАП, наказывать детей,которым исполнилось 14 лет, но общее правило о 16 годах сохраняется. Такжедепутаты позаимствовали из действующего кодекса норму о том, что "с учетомконкретных обстоятельств дела и данных о гражданине, совершившемадминистративное правонарушение в возрасте от 14-ти до 18 лет, комиссией поделам несовершеннолетних и защите их прав указанный гражданин может бытьосвобожден от административной ответственности".Предлагается изменить и срок привлечения к
административной ответственности. По общему правилу он будет составлять одингод, а не два-три месяца, как сейчас. По делам о нарушениях бюджетного итаможенного законодательства его хотят установить в два года,законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам –четыре, а по делам о противодействии терроризму и коррупции – шесть.Заимствования из УК
Часть идей авторов, по-видимому, почерпнута из
уголовного законодательства. Так, например, вводятся категории административныхправонарушений в зависимости от их характера: грубые, значительные и менеезначительные. К первым предлагается причислять деяния, создающие угрозу жизни,здоровью людей, национальной безопасности России, риски наступлениярадиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, а такжевлекущие за собой угрозу наступления существенных вредных последствий. Втораякатегория – это деяния, причиняющее значительный вред охраняемымобщественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий.Третья – правонарушения, не причиняющие значительного вреда.В зависимости от этих категории и будут назначаться
наказания. За грубые размер штрафов для граждан предлагается установить винтервале от 10 000 руб. до 100 000 руб. (сегодня от5000 руб. до 300 000 руб.), для индивидуальныхпредпринимателей – от 100 000 руб. до 400 000 руб., для должностныхлиц – от 200 000 руб. до 800 000 руб., для юрлиц – от 5 млн руб. до60 млн руб. Значительные правонарушения облегчат бюджет граждан на 5000 –10 000 руб., ИП – на 25 000 – 100 000 руб., должностных лиц – на 50000 – 200 000 руб., юрлиц – на сумму от одного до 5 млн руб. Менеезначительные "стоят" еще дешевле: для граждан – 500 – 5000руб., для ИП – 2000 – 25 000 руб., для должностных лиц –5000 – 50 000 руб., для юрлиц от 10 000 руб. до 1 млн руб.В проекте также оговаривается, что размер штрафа может
быть выражен не только в рублях. Допускается его кратность сумме выручкиправонарушителя, стоимости предмета административного правонарушения либо вредаот административного правонарушения.Какими будут точные размеры штрафов за конкретные
нарушения, пока неизвестно – работа над особенной частью еще ведется.Плигин рассчитывает, что на это потребуется около трех месяцев. О том, какбудет вступать в силу новый документ в случае его принятия, единоросс прогнозыделать не берется, но отмечает, что идеале общая и особенная часть кодекса должнывступать в силу одновременно.Формулы для
обстоятельств, рассрочка и экстраординарные послабленияУстанавливаются в проекте и правила исчисления
штрафов. Например, за грубое нарушение без смягчающих или отягчающихобстоятельств будут назначать взыскание, рассчитанное по такой формуле: разницамаксимальной и минимальной пределов наказания, деленная на два, суммированная сминимальной санкцией. Предлагаются такие же формулы и для исчисления наказанийпри смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Кроме того, оговаривается, чтоштраф нарушителю можно будет назначать с рассрочкой выплаты определеннымичастями на срок до трех лет, либо с отсрочкой выплаты единовременно на срок доодного года. Сейчас суд или должностное лицо может рассрочить уплату штрафа дотрех месяцев.Расширяется перечень смягчающих обстоятельств, которые
может учесть суд или уполномоченный орган при назначении наказания. К примеру,среди них окажутся такие случаи, как совершение правонарушения одинокимродителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, под влиянием угрозы, принуждениялибо в силу служебной, материальной или иной зависимости. Список отягчающихобстоятельств тоже станет длиннее. К ним законопроект причисляет принуждениелицом, совершившим правонарушение, к тому же других, а также деяния,продолжительность которых превышает год. Негативно отразятся на строгостивзыскания и ситуации, если из-за нарушения ущерб составил более 1 млн руб.,либо нарушитель получил доход более 5 млн руб.Разработчики проекта выполнили пожелание
Конституционного суда и прописали возможность правоприменителя устанавливатьдля нарушителя наказание ниже низшего предела, указанного в статье, "приналичии исключительных обстоятельств". При этом оговаривается, чтопопавшимся на грубом правонарушении рассчитывать на такую поблажку неприходится.Сколько, например, может "скинуть" виновнику
суд, в проекте не говорится. В действующем КоАП недавно такие правилапоявились. В декабре 2014-го парламент записалв кодексе норму, по которой нижняя граница обычной санкции для граждан должнабыть не менее 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 руб., а для юрлиц – 100000 руб., а "пониженный" штраф не может быть вдвое ниже этих цифр.Запрет на бизнес
Проект Общей части нового КоАП расширяет перечень
возможных административных наказаний. К возможным сегодня штрафам, лишениюспециального права и т. д. добавятся, в частности, исправительныеработы. Она, согласно проекту, должны назначаться судом гражданину по месту егоосновной работы за совершение грубого правонарушения и заключаются в удержаниииз зарплаты в доход бюджета от пяти до 20 % дохода. Срок такого наказаниясоставляет от 15 дней до двух месяцев.Есть и другие новеллы в части санкций. Одна из
них – ликвидация юрлица или прекращение деятельности в качествеиндивидуального предпринимателя. Эти наказания будут назначаться за работу безлицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации. При этом впроекте КоАП оговаривается, что такую санкцию суд выбирает, если "менеестрогий вид не сможет обеспечить достижение цели административногонаказания".Адвокат Святослав Пац считает такую новеллу разумной. "Возможность
ликвидации юрлица по такому основанию является по сути своей меройпублично-правовой ответственности. В условиях, когда Уголовным кодексом непредусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, КоАП являетсяединственным нормативным правовым актом, который может предусматривать такуюмеру ответственности", – говорит он. В то же время, по его мнению,остается дискуссионным вопрос о том, достаточно ли гарантий правовой защитыпредоставляет КоАП юрлицу при рассмотрении вопроса о его принудительнойликвидации. Потребуется корректировка Гражданского кодекса, убежден Пац."Черные списки
дебоширов"Авторы документа реализовали идею парламентариев об
административном запрете на пользование услугами авиаперевозчиков в качествепассажиров. За грубое нарушение правил поведения на борту самолета по решениюсуда можно будет лишаться права летать на срок от полугода до трех лет.Эксперт по воздушному законодательству Федеральной
палаты адвокатов России Лина Тальцевапозитивно воспринимает эту идею, но отмечает, что предложенные нормы выглядятнедостаточно проработано в части особенностей назначения такого наказания."Не ясно, что будет, если авиакомпания принимает на борт воздушного суднатакого пассажира. Будет ли установлена какая-либо обязанность авиакомпании иагента по продаже билетов сообщать в органы МВД о попытке пассажира приобрестибилет на рейс, несмотря на наличие административного запрета?" –высказывает свои сомнения Тальцева. Она отмечает, что пока неясно, какимобразом будет налажен контроль за исполнением такого наказания: будет ли созданреестр лиц, которым запрещено пользоваться услугами воздушных перевозчиков, ктобудет ответственным за его ведение.Действующий КоАП предусматривает возможность запретить
человеку посещать спортивные мероприятия от двух месяцев до семи лет, если оннарушил правила поведения зрителей. Эта норму авторы проекта нового КоАПсобираются не только включить в свой кодекс, но и расширить сферу примененияподобной санкции. Они предусмотрели возможность установления такого жеограничения на срок от трех месяцев до года и для участников массовыхмероприятий. "Запрет на посещение публичных мероприятий состоит вовременном запрете гражданину на участие в митингах, демонстрациях, шествиях,пикетировании", – говорится в документе. Такое наказание суд можетвыбрать за грубое нарушение законодательства о митингах. Кроме того, издокумента следует, что за распитие алкогольных напитков и мелкое хулиганство вобщественных местах можно будет лишиться права появляться там.Страховка от будущих
измененийПопытались разработчики документа обезопасить свое
творение от возможных корректив. Предлагается установить правило, что менятьКоАП можно будет только специальными законами о его корректировке. Для этого впроекте Общей части записывается, что предложения об изменении кодекса "немогут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих, отменяющих,признающих утратившими силу другие законодательные акты РФ или содержащихсамостоятельный предмет правового регулирования".С текстом законопроекта № 703192-6 "Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях (Общая часть)"можно ознакомиться здесь.