Возможно, что уже в ближайшее время разговоров и споров о закрытости российских судов, некомпетентности или предвзятости судей, а также фиктивности судебных процессов станет на порядок меньше. Российская Фемида переходит на видеозапись всех процессов и трансляцию их в Интернете.

Пилотный видеосудебный проект уже заработал в самом крупном суде страны и Европы - Московском городском. Как ожидается, уже до конца этого года единая компьютерная сеть объединит между собой все суды - как в Москве, так и в регионах.Первым из журналистов оценить новую систему судопроизводства смог корреспондент "РГ".Системой видеотрансляции, в том числе через Интернет, здесь полностью оснастили новое здание апелляционной инстанции. Пока все судебные заседания записываются в тестовом режиме и транслируются только внутри суда. Правда, при необходимости, например, по особо резонансным делам их уже сейчас могут транслировать онлайн в Интернете. Как это было, например, по делу Мирзаева или Pussy Riot.Суд в режиме онлайн предотвратит фальсификации и слухи вокруг громких дел

- У меня теперь фоном всегда включены процессы, которые идут в суде, - председатель Мосгорсуда Ольга Егорова показывает на монитор, по которому идет трансляция сразу нескольких процессов. - Если надо, могу послушать любой.Егорова нажимает на одно из маленьких окошек, которое раскрывается на весь экран, и одновременно судья на экране начинает говорить. Качество картинки и звука почти как у телеканалов.- А обратная связь есть? - интересуюсь у Егоровой.- Нет она мне не нужна, я доверяю судьям и никогда не вмешиваюсь в процессы, - отвечает глава Мосгорсуда. Хотя честно признается, что такое незримое око дисциплинирует не только судей, но и всех участников процесса.По словам Ольги Егоровой, если судья ведет процесс по закону, то трансляция - это дополнительные гарантии его добросовестности и дополнительная помощь, если секретарь что-нибудь забыл записать в процессе. А тем судьям, кто привык работать по-своему, а не по закону, конечно, придется перестраиваться, либо уходить. Это же пойдет на пользу и сторонам. Ведь сразу будет видно, кто профессионально ведет дело, а кто на процессе откровенно халтурит или вообще не компетентен. Например, адвокат, который ничего не сделал для защиты своего клиента, уже не сможет выйти к журналистам и рассказать, какие чудеса риторики он проявлял на процессе.Конечно, видеосъемка не сможет прекратить споры по существу и критику судей, но зато наверняка закончатся разговоры о том, как велся процесс, и кто и что во время заседания говорил.Например, родители в Хабаровске могут смотреть прямо дома в Интернете, как судят их сына в Москве, и уже сами будут делать выводы о процессе. Кроме того, с помощью этой же системы можно также выводить на экран свидетелей в других городах или осужденных в колониях на видеоконференцсвязи.Что немаловажно - все судебное видео не просто так пишется и потом где-то хранится. Оно интегрировано с системой электронного судебного производства и сразу во время записи автоматически попадает в само дело, которое тоже ведется в электронном виде и хранится в цифровой судебной картотеке.

Запись видеотрансляции с судебного заседания предлагается признать официальным документом

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N5883 от 13 сентября 2012 г.